Перейти к публикации

Краткая история кладбищ


Diva
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Здравствуйте,

 

поскольку род деятельности нашей соприкосается (у кого то меньше, у кого то больше) с ритуальными услугами,

решила выложить статью из Общероссийской газеты  «Моя Семья».  № 31, август 2010

Автор  статьи  Павел Бурин

Думаю для людей , расширяющих свой кругозор,  будет интересно...

 

Краткая история кладбищ

    Чтобы люди о себе ни воображали, принципиальное отличие от других животных у них только одно. Думаете, человека создал труд?

Но работают и пчёлы, а примитивные инструменты может создать и обезьяна. Разделение на профессии, создание государственного механизма

и строительство небоскрёбов тоже не выделяют нас из животного мира. Всё перечисленное есть у насекомых. У животных есть также родительская любовь и

опека над слабыми сородичами.

Нет у них лишь заботы о мертвецах. Ни один биологический вид не думает о судьбе своих покойников. А люди думают.

Так что похоронные обряды и возведение некрополей -наша уникальная особенность. Отними у человека кладбища, и он перестанет быть человеком.

 

Начало

    Первые могилы археологи находят уже на стоянках неандертальцев - ближайших родственников современного человека разумного.

Эти жутковатые существа с длинными обезьяньими руками и скошенными лбами за сотни тысяч лет существования не продвинулись дальше примитивных дубин и

каменных ножей, не додумались до лука и колеса, но довольно быстро поняли, что труп соплеменника - это не кусок мяса и не мусор, от которого нужно поскорее избавиться,

а всё-таки бывший член общества.

    Покойников стали уважать и побаиваться. Проявлялось это по-разному. Умерших связывали, чтобы они не навредили живым, укладывали в «позу эмбриона»,

имитируя возвращение покойника в матку, могли отрезать голову и выесть из неё мозг, чтобы не растерять интеллектуальный потенциал племени,

могли отдельно хоронить груды черепов и других частей тела, могли класть в могилу каменные орудия и украшать её рогами горных козлов или бивнями мамонтов.

Суть в том, что все действия, которым подвергали мертвецов, были ритуальными, а, значит, свидетельствовали о развитии у неандертальцев абстрактного мышления,

чего в принципе лишены зверушки.

     Поэтому каменные холмики, возведённые прямо у жилых пещер, стали для неандертальцев как бы экзаменом на принадлежность к человеческому роду.

Впрочем, через некоторое время их вытеснил более успешный ученик - гомо сапиенс, богатая фантазия которого проявилась в создании разнообразных цивилизаций,

каждой из которых соответствовал свой тип погребения.

 

Загородная смерть

       С развитием цивилизации усложнялись и похороны. Мертвецы обходились живым всё дороже, их «жильё» становилось всё комфортнее.

В некоторых древних государствах деньги, потраченные на поддержание «загробной жизни» граждан, были вполне сопоставимы с расходами на оборону и

намного превышали всякие социальные программы. Некоторые древнеегипетские «политэмигранты», зная, что на родине их ждёт казнь, всё равно возвращались ради того,

чтобы их забальзамировали и похоронили рядом с предками. А похороны богатых римлян превращались в праздник. Народ несколько дней кормили, поили,

развлекали массовыми гладиаторскими побоищами.

       Древние захоронения разных стран отличались большим разнообразием, но было у них и общее. Некрополи древних язычников располагались за городской чертой.

В пещерах, пустынях, у дорог. К мертвецам относились с почтением, но всё-таки старались от них дистанцироваться.

Всё изменилось с распространением христианства. В странах, где эта религия победила, кладбища постепенно стали смещаться с окраин в центр поселений.

Всё потому, что там строились церкви, а в церквях лежали мощи мучеников. Под защиту этих мощей народ и потянулся. Все ведь ждали

скорого Страшного суда и воскресения мёртвых.

Одно дело, если твоё тело оживёт где-то на периферии, и совсем другое, когда ты «подселился» к святому. Уж, наверное, он замолвит словечко за соседа.

    Другим следствием христианской веры стало то, что покойников перестали кремировать. «Мертвец, даже разложившийся до скелета, всё-таки обрастёт плотью,

как дерево весной обрастает листьями, а попробуй воскресить пепел!» - рассуждали христиане.

    Так что христианские кладбища вскоре не только поменяли «прописку», но и стали менее компактными,  чем языческие.

    А также менее гигиеничными.

Свято  место  пусто не бывает

      Рост кладбищ и некрополей происходил так: сначала в построенной церкви хоронили только религиозных деятелей высокого ранга - аббатов, епископов.

Конечно, нельзя было отказать и крупным феодалам. Всё это было не вполне законно, ведь по правилам внутри храма можно было держать только останки святых,

но из любого правила бывают исключения. Исключений становилось всё больше. При этом каждый новый претендент завещал положить себя поближе к

сердцу священного здания - алтарю. Захоронения делались без выступающих надгробий. Просто поднимался пол, под него опускался гроб, после чего всё восстанавливалось.

Места захоронений отмечались плитами, вмурованными на уровне пола.

     Как бы мало ни было исключений, полезной площади в соборах становилось всё меньше, тем более что список «новосёлов» постоянно увеличивался.

Со временем в церковном помещении стали хоронить рядовых священников, богатых горожан, на святые места ухитрялись пролезть даже мелкие церковные служки и рабочие,

связанные с ремонтом здания.

    Со временем гробы приходилось ставить друг на друга в несколько рядов, чуть ли не утрамбовывая их. Через пару столетий по церквям становилось трудно передвигаться.

Полы, состоявшие из одних надгробий, вспучивались и становились волнистыми. Соответственно, пробивался наружу и запах разложения.

    Могилы незнатных и не имеющих «блата» горожан лепились у церковной ограды. В каждом городе существовали десятки церквей, и вокруг каждой из них разрастались кладбища.

 

Свободная  экономическая  зона

     Но случалось, что и живые селились на кладбищах. Это происходило из-за того, что христианский некрополь считался священным местом, продолжением

церковной территории, поэтому там можно было найти защиту от преследователей. Тем более что могильные участки ограждались стенами.

Так что во время вторжения вражеских солдат граждане иногда прятались на кладбище и даже стаскивали туда своё имущество.

      Случалось и так, что беженцы, поселившиеся на кладбище во время войны, потом обживались там, пристраивали клетушки над погребальными галереями,

а то и возводили целые дома.

Церковные власти боролись с такими «лимитчиками», но не всегда успешно. Право убежища, кстати, сделало некрополи выгодным местом для торговцев.

Купец, разложивший свой товар на священной территории, пользовался налоговыми льготами. Так что вскоре проходы между могилами превратились в торговые ряды.

Здесь проходили ярмарки, открывались трактиры. Посетителей развлекали жонглёры и обслуживали проститутки.

      Поскольку средневековые кладбища, в отличие от языческих, стали публичными местами, здесь часто проводились официальные мероприятия.

Например, вдова, желающая уклониться от долгов покойного мужа, могла при свидетелях положить на его могилу пояс, ключи и кошелёк.

Здесь же проводилась гражданская казнь прокажённых, после которой заболевший человек терял все права и изгонялся из общества живых.

На кладбищах часто зачитывались судебные приговоры. Именно так была осуждена Жанна д'Арк.

Одновременно с этой житейской суетой проходили похороны, из раскопанных могил часто извлекали не до конца разложившиеся трупы,

чтобы подселить на их место новых «жильцов».

    Так продолжалось с X по XV век, когда церковь, наконец, выселила с кладбищ купцов и добилась от властей телесных наказаний для тех,

кто устраивает в местах скорби пляски и любовные игрища. Но даже после этого покойники не получили заслуженного покоя, потому что

торговые ряды выстроились по другую сторону кладбищенской стены.

 

Отказники

    А вот на кладбищах самоубийц царила тишина. Несмотря на то что хоронили этих грешников на неосвящённой земле, атмосфера там была куда благопристойнее,

чем на церковных территориях. Никому бы и в голову не пришло там торговать или тем более устраивать праздники. Кроме покончивших с собой здесь

хоронили также отлучённых от церкви еретиков и казнённых преступников. Последних, впрочем, иногда просто сжигали, а прах развеивали по ветру.

Гробы на такое кладбище вносили не через ворота, а передавали через ограду. Если не считать этой странности, в остальном

судьба здешних мертвецов представляется более завидной по сравнению с их собратьями, лежавшими на «нормальных» кладбищах.

    Впрочем, средневековые люди придерживались другого мнения. Для них отказ в праве на христианское погребение был большим несчастьем.

Родственники умерших «изгоев» упорно боролись за их возвращение в «коллектив». Так, тело одного отлучённого от церкви священника 80 лет пролежало в

свинцовом гробу в замке родственников.

Всё это время хозяева замка подавали апелляции на несправедливый приговор и в конце концов вымолили у Папы прощение для мертвеца.

    Но бывало и так, что семья, не сумевшая добиться снятия отлучения, пыталась силой пронести мертвеца на христианское кладбище. В крайнем случае,

если захоронение в освящённой земле было невозможно, гроб с покойником пристраивали на ветвях кладбищенского дерева.

Сейчас, конечно, любого грешника хоронят на общих основаниях, а о «специальных» кладбищах напоминают только древние рукописи

да сохранившиеся от прежних времён названия бывших кладбищенских территорий. Именно такой территорией является московский район Останкино.

По преданию, здесь хоронили останки самоубийц.

 

Бедные Йорики

   В XIII веке европейские кладбища из-за эпидемий чумы подверглись невиданному до того «нашествию» мертвецов. В короткое время вымирали целые города,

так что об индивидуальных захоронениях   пришлось забыть. Рыли братские безымянные могилы, из-за нехватки места тела сваливали и в старые захоронения.

При этом религия запрещала сжигать заразные трупы, а дезинфицирующих веществ, которыми можно было залить могилы, тогда не знали.

   В результате территория кладбищ многократно увеличилась. Число мертвецов, лежащих штабелями в могилах и едва присыпанных  землёй,

иногда превышало количество живых горожан в десятки раз.

Нельзя сказать, что люди не замечали связи между зловонными могильниками и вспышками эпидемий, просто эта связь не казалась им прямой.

Считалось, что проблема не в гниющих мертвецах, а в сатане и подчинённых ему ведьмах. Именно они добывают из трупов вредоносные вещества и

варят из них свои зелья, вызывающие эпидемии.

Колдуны продолжают служить своему страшному господину и после смерти. Находились свидетели, которые видели таких мертвецов, визжащих и пожирающих свои саваны.

    Способов борьбы с напастью было два. Окропление кладбищ святой водой и сбор скопившихся за века костей, которые валялись на кладбищах в полном беспорядке.

Косточки собирали и складывали в открытые для обзора хранилища, поближе к церковным стенам. Таким образом кусочки христиан приближались к алтарю,

в то же время занимая относительно немного места.

    Со временем из этих останков стали выкладывать целые композиции. Самым известным примером такого искусства стала чешская часовня в Седлецком монастыре,

весь интерьер которой состоит из человеческих костей. У каждого из углов часовни возвышаются пирамиды из черепов. С потолка свисает огромный костяной канделябр.

Всего на украшение храма ушло более 40 тысяч скелетов.

    Мода на костехранилища коснулась и частной жизни. Некоторые французы вываривали черепа своих родственников, после чего помещали их в красивую коробочку,

в которой проделыва-лось отверстие в виде сердечка. Получался трогательный сувенир.

 

Изгнание мертвецов

      Только к концу XVII века европейцы начали понимать, что жить среди разлагающихся мертвецов ненормально. К проблеме захоронений,наконец, подошли рационально.

Вздохи, стоны и шипение, доносящиеся из старых могил, теперь объясняли не сверхъестественными знамениями, а банальным выделением трупных газов.

     За перенос кладбищ из черты города первыми начали выступать медики. Потом к ним присоединились жители прилегавших к местам захоронений улиц.

Парижские домохозяйки жаловались, что из-за кладбищенских испарений у них в погребах портятся молоко и мясо, а вкус любой пищи отдаёт трупом. Запах разложения тянулся

шлейфом за жителями кладбищенских кварталов, даже если они ехали в другой конец города. На это им иногда деликатно, а иногда не очень указывали те, кто жил вдали от могильников.

Однако все эти протесты наталкивались на сопротивление католической церкви, которая лишилась бы существенного дохода из-за переноса кладбищ.

Священников поддерживало и множество простых горожан, мечтавших после смерти улечься на «намоленные» за столетия места.

   Ситуацию переломил в  1760 году брат французского короля принц Конде, узнавший, что монахи планируют открыть новое кладбище прямо под окнами его дворца.

Не желая, чтобы его камзолы пропахли мертвечиной, принц развернул газетную кампанию против «жизни рядом с мертвецами». Тут же нашлись и сознательные священники,

заявившие, что «идеал христианина - это чистые, хорошо проветриваемые церкви, где чувствуется только запах ладана, а не чего-то иного, и

где не рискуешь сломать шею из-за неровности пола».

    Общественное мнение было сформировано, а вскоре его озвучил королевский указ о прекращении новых захоронений в Париже и реорганизации старых кладбищ.

С этого момента европейские некрополи постепенно приобретают классический вид парков со скульптурами или широких пространств с небольшими плитами,

чётко поделённых на кварталы.

 

Это просто праздник какой-то

     Несмотря на то что похороны в европейских странах стали скучноватыми, встречаются и исключения.

Например, в Германии есть особое кладбище для фанатов футбольного клуба «Гамбург». Вход выполнен в виде бетонных футбольных ворот,

а сами могилы расположены в три ряда, подобно трибунам. Гробы и памятники раскрашены в цвета любимой команды, а сам некрополь располагается неподалёку от стадиона.

     В мире сохраняются сотни способов экзотического расставания с мертвецами. Так, в Иране и Индии с древности сохранились общины огнепоклонников-зороастрийцев,

которые принципиально не желают осквернять землю, воду и огонь нечистым мясом покойников. Чтобы избежать этого, труп умершего зороастрийца

клался на специальную открытую площадку, где его клевали птицы или съедали собаки. Лет сорок назад власти мусульманского Ирана запретили проведение

таких обрядов, и теперь огнепоклонникам приходится замуровывать своих мертвецов в глухих бетонных склепах.

    Традиция отдавать трупы птицам ещё существует в горах Тибета. Земля здесь слишком каменистая, копать могилы в ней затруднительно, так что

для большинства здешних жителей «небесное погребение» - норма. Считается, что клюющие выставленную плоть грифы являются чем-то вроде ангелов,

способствующих благоприятному перерождению покойника. Чтобы «ангелы» не перетруждали клювы, выставленное на растерзание тело предварительно

расчленяют.

    А южные корейцы, которых власти много лет пытаются приучить к стандартным европеизированным кладбищам, не желают отказываться от традиций и

стараются хоронить своих покойников там, где укажет гадающий по солнцу колдун. Бывает так, что указанное гадателем место находится

далеко от места жительства покойного высоко в горах.

В результате большинство корейских могил расположены не на компактных кладбищах, а в одиночку разбросаны по самым неожиданным местам.

    А самое большое разнообразие в устройстве покойников могут предложить в США. Мертвецов здесь можно похоронить на подводном кладбище у

побережья Флориды,  можно превратить их прах в  разноцветный фейерверк,    а  можно даже opганизовать  экспедицию трупа  на Луну.

     Выбор  ограничен только деньгами и  фантазией.  

   

Автор  статьи  Павел Бурин

Общероссийская газета  «Моя Семья».  № 31, август 2010

  • Одобряю сказанное 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, на здоровье.

Если, интересно наберите в поисковике :   чешская часовня в Седлецком монастыре

Уникальное место. В путеводителе сказано " почетное второе место в официальном списке самых жутких достопримечательностей мира "

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Да , я тоже когда-то слышал , вроде один бомж сделал подкоп и поживился добычей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

"Только к концу XVII века европейцы начали понимать, что жить среди разлагающихся мертвецов ненормально. К проблеме захоронений,наконец, подошли рационально..."

Мы до сих пор их рациональностью пользуемся... С семнадцатого века мало что изменилось.. Разве что удешевление обработки гранита. Сейчас каждый может себе заказать гранит на могилу. А революционно нового в подходе к утилизации покойников не придумали. Я, так полагаю, что религии мешают по-новому относиться к этому вопросу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


А революционно нового в подходе к утилизации покойников не придумали.
Как не придумали , а пепелок с концлагерей на поля кто вывозил?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, мы не о варварстве, а о цивилизции. Нормальне отношение к покойникам должно быть, уважительное. Но не в ущерб природе и здравому смыслу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А веков так через.... археологи будущего раскопают и будут гадать что за почтенный покойный  :hmm:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да , я тоже когда-то слышал , вроде один бомж сделал подкоп и поживился добычей. 

В этом захоронении врядли(бетонная заливка по периметру).Потом сверху перекрывают ж.бет. балками и сверху делают заливку бетонную от 0,5 до 1 м.Склеп делают от 3 до 7 дней.Еще на похоронах может играть ипеть инструментальный ансамбль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Последние фотки  можно прям в раздел "поржем".

Повеселил Василий от души. :clap:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да! Такого я еще не видел . По количеству и размерам золотых украшений перещеголяли всех !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@Алексей_Собакарь,да ладно , признайся , что это ты и есть)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мужик с огромным крестом и волосатым животом-вроде на авке одного нашего форумчанина

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@BiSer,

с мобилы быстро не получается

писал когда не было постов

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

К стати сказать в той же Румынии, в 80 км от Бухареста есть небольшой городок, на 800 домов. Считается, что по баблу, которое там крутится на кв. километр, этот город занимает чуть ли не первое место в мире. Дома там от 20 до 300 миллионов долларов, принадлежат тамошним цыганским баро.  БАРО не опечатка. Именно баро, а не бароН.  Буква  Н  К этому слову прилипла, скорее всего для пущей важности носителя этой должности.

 

e134bbf873d4.jpg

Ну, Василий угодил, я тихо, тихо хихикала,

!, н-нн-н.... оказывается  это были не шаржи, а чья то  реальная жизнь. ,... если бы не ты , не ты....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...

Важная информация

Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.