Роман 1501 Опубликовано 3 августа Опубликовано 3 августа Небольшая предыстория написания данного поста. Заикнулся я как то в одной теме, не относящейся к лазерной гравировке, о качестве гравировки лазерным СО2 станком (дальнейшее изложение будет касаться исключительно моего опыта работы на СО2 станках, к твёрдо-тельным лазерам это не имеет отношения) и был просто удивлён валом вопросов, в личных сообщениях, от лазерщиков о способах настройки и режимах работы станков СО2. Посмотрев ряд работ вопрошающих, я понял почему лазеры не становятся столь же популярны как ударники, хотя они и имеют ряд несомненных преимуществ относительно ударников. Люди попросту не обучены работе на лазерных станках, многие просто не понимают с какой стороны к ним подойти, а производители в свою очередь плевать хотели на проблемы – ссылаясь на бездарных ретушёров или кривые руки операторов, а порой и сами имеют смутное представление о лазерной гравировке. Скажу честно у меня есть свой шкурный интерес в популяризации лазерной гравировки. Тем не менее, помогая себе я могу ещё помочь кому-либо. Все что я буду описывать далее это мой путь который я прошёл почти за два года проб и ошибок. Я не претендую на истину в последней инстанции, найдутся специалисты намного опытнее и грамотнее меня, которые дадут свои рекомендации и поделятся опытом. В данной теме постараюсь кратко и понятно изложить весь процесс: от характеристик оборудования до коррекции ретуши и в конечном итоге гравировки на граните. Оборудование. Собственно сам станок: 1. Лазерная труба 40-60 ват. Лучше 40 ват – луч тоньше, мощности достаточно для гравировки. Минусы: относительно малый ресурс излучателя (предполагаю что не менее 500 – 1000 стел), не встречал брендовых (от неизвестных производителей то же работают и не плохо). Плюсы: низкая стоимость как трубы так и блока розжига, доступность к покупке даже на маркетплейсах. Труба 60 ват плюсы: хороший ресурс в основном от хороших производителей, позволяет ещё чем- либо позабавиться на лазере. Возможность купить на маркетплейсах хотя и с некоторыми трудностями. Минус: примерно в два раза дороже 40ват, блок розжига ещё дороже. Вывод: обе трубы оптимально годятся для гравировки. Я использовал 40 ват, но теперь работаю с 60 ват. Причину такого решения не буду озвучивать это мои личные предпочтения не имеющие отношения к качеству гравировки. 2. Линзы: Моя рекомендация использовать линзы с фокусным расстояние 50.8 мм. (два дюйма), короткофокусная линза оптимально подходящая для гравировки. Есть ещё более короткофокусные линзы и они гравируют ещё более качественно, но к сожалению есть прямая зависимость фокуса линзы и её способностью удерживать луч в фокусе на определённом расстоянии, если у двух дюймовой линзы это расстояние примерно 2 мм. то у линз с меньшим фокусным расстоянием этот показатель соответственно ниже (менее 2 мм.). Часто задают вопрос о допустимости перепада высот на заготовке. Лучше и правильнее гравировать на ровных заготовках, но реальность такова, что работать приходится с разными камнями и перепады не исключены. Линза два дюйма вполне допускает перепады высот в пределах 5 мм на всей плоскости заготовки. Что бы нивелировать перепады, я рекомендую гравировать от центра портрета и соответственно фокусное расстояние определять в центре портрета, это сделает незаметным расфокусировку - которая сместится на края портрета, если таковая будет иметь место по причине разности высот на заготовке. Ну а уж если на вашей заготовке есть явные ямы, то увы лучше смените поставщика камня или смиритесь с некоторым браком гравировки в местах этих ям. 3. Компрессор: Безмасляный компрессор с ресивером на 18-24 литра вполне достаточен для гравировки. Воздух подаётся с давлением до 1 атмосферы, главная цель не допустить попадания каменной пыли на линзу. Без компрессора линза быстро умирает от перегрева, так как пыль препятствует прохождению лазерного луча, а он соответственно разогревает и убивает линзу, причём очень быстро. Обязательно подачу воздуха организуйте через влагоотделитель и после каждой работы сливайте воду из него. Вода скапливается очень быстро и при переполнении влагоотделителя вылетает через сопло вместе с воздухом. Это может повредить саму линзу, ну а гравировку придётся приостановить. В такой ситуации необходимо слить воду, снять и очистить линзу (если она уцелела), продуть всю систему от остатков влаги. Только после этого можно возобновить гравировку. Второй проход неизбежен (не изменяя параметров), в надежде перекрыть дефекты вызванные попаданием воды на камень. Стоит отметить, что любые дефекты возникающие при работе на лазерном станке в большинстве случаев не устранимы ( в принципе как и на ударном станке) дополнительным проходом, чаще требуется ручная доработка (как по мне проще переполировать). 4. Охладитель: Я использую переделанный пивной охладитель. На удивление но часто встречаются совершенно новые охладители за адекватную стоимость. Переделка заключается в замене штатного насоса на водяную помпу. Почему я поступаю так – это связано с тем что стандартный насос требует обязательного заполнения ёмкости до полного состояния, иначе при определённом уровне жидкости в ёмкости её подача прекращается (вода, особенно в летнее время, испаряться). Помпа качает без проблем и с заполнением на треть. При переделке механический терморегулятор банально меняется на электронный который включает и выключает компрессор холодильника через реле, иначе при непосредственном подключении терморегулятора на пуск компрессора – он долго не живёт (нагрузка высоковата). Ну и последнее и очень важное - дополнительная цепь запуска и отключения компрессора холодильника в ручном режиме (выключателем) – для чего это нужно и в чём важность расскажу ниже. Вот, собственно и всё что можно сказать о станке и дополнительном оборудовании, всё остальное частности и может касаться исключительно конкретного станка и зачастую зависит от производителя. Теперь поговорим о ретуши. Я рекомендую разрешение ретуши 150 - 200 пикселей на дюйм. Можно экспериментировать в диапазоне от 100 до 300 пикселей на дюйм. Однако учитывайте что существует зависимость качества и детализации гравировки от разрешения. Соответственно 100 п.д. приемлемое качество но при этом страдает детализация зато очень высокая скорость гравировки. В случае 300 п.д. высокая детализация (но если ретушь плохая – все косяки будут видны) в тоже время скорость гравировки падает примерно в 2-3 раза. При этом не надо забывать, что каждому значению разрешения соответствует значение шага гравировки, который вычисляется по формуле: ШАГ = 25.4 (половина фокусного расстояния линзы 50.8 мм. : 2 = 25.4) разделить на разрешение ретуши (для примера 200 пикселей на дюйм) 25.4 : 200 = 0.127 - это значение и есть шаг гравировки выставляемый в управляющей программе. Скорость гравировки и мощность подбираются опытным путём. Качество ретуши и её особенности: Ретушь не должна иметь обводов контуров носа, губ, овала лица и т.д., всё должно быть естественно как обычное чёрно-белое фото хорошего качества (тени и плавные переходы тонов). Обычно я добавляю контраста и при необходимости резкость, но здесь уже дело вкуса, у каждого свои предпочтения, кто то любит светлее, кому то нравятся более приглушённые изображения (как мне). Далее смотрим соответствие ретуши нашему разрешению 200 п.д. если разрешение меньше, я просто сохраняю ретушь в JPG формате и повышаю его разрешение с помощью бесплатных онлайн ресурсов, при этом совершенно не обращаю внимания каков получается размер, лишь бы был больше 200 п.д.. Затем в фотошопе создаю вкладку с прямоугольником по размеру моего портрета (например: по ширине 30см. и высотой 40 см.) с разрешением 200 пикселей на дюйм, 8бит, в градациях серого. После чего размещаю в этом квадрате мою ретушь и при необходимости, с помощью инструмента «Свободное трансформирование», подгоняю портрет по нужному размеру. Перевожу портрет в градации серого, далее в битовый формат и наконец инверсия (так как лазер гравирует изображение в негативе). Сохраняю в однобитном формате с формированием битовой карты способом «Случайный дизеринг». Дальше собственно к станку. Здесь особо нечего описывать. Лично я на станке с лазером мощностью 60 ват выставляю параметры скорость 300, мощность 18% максимальная и 1% минимальная, режим «гравировка», гравировка двунаправленная, шаг 0.127 (высчитан по формуле для разрешения 200 п.д.). На что стоит обратить внимание: - Проверьте фокусное расстояние от сопла до заготовки. Как проверить и правильно выставить найдёте на ютюб, просто и быстро. - Используйте стабилизатор исключительно инверторный, в противном случае не исключены полосы. - Исключите включение компрессора охладителя в процессе гравировки, именно с этой целью в своём охладителе я предусмотрел цепь ручного управления включением холодильного компрессора. Любые перепады температур охлаждающей жидкости неминуемо приводят к полосам на портрете (из личного опыта и тестов). Поэтому я перед процессом гравировки принудительно охлаждаю воду до температуры примерно +15 и только после этого начинаю гравировку. Обычно даже в жаркую погоду вода нагревается до 22 градусов ( я считаю нормальным до 25, читал что не критично и до 30-32 градусов). - Обратите внимание на возможные пузырьки воздуха в лазерной трубе, их не должно быть. Наличие пузырьков - ещё одна причина полос на изображении. Теперь о плюсах и минусах лазерной гравировки, исключительно моё личное субъективное мнение. Плюсы: скорость гравировки; гравировка без полей, простота обслуживания и модернизации – благодаря использованию доступных комплектующих, применение контроллеров выпускаемых массово (по адекватной стоимости), лицензионное бесплатное программное обеспечение. Минусы: температурный режим в помещении - не допустимы минусовые температуры. Объективно лазер уступает ударникам в глубине гравировки букв, если ударником можно заглубиться и достаточно ощутимо, на лазере так не получается (по крайней мере у меня). 3 1 2
Роман 1501 Опубликовано 3 августа Автор Опубликовано 3 августа Работы примерно получаются такие как на фото. И да, результат завит от ретушёра и от ретуши! И кто бы что ни говорил - ретушёр самое важное звено в нанесении портрета на камень, да неопытный оператор может испортить любое изображение, да станок может быть не правильно настроен. Но зачастую ни один оператор, а уж тем более станок не способны исправить бестолковую ретушь. 6 1 1
Рекомендуемые сообщения
Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти